Преобладавшими по своей духовной мощи нациями в древней Христианской Церкви были еврейская и греческая. Богослужебное пение естественным образом формировалось из тех музыкальных данных, которые составляли духовное достояние этих двух наций. Еврейская и греческая музыка и пение не могли быть существенно различны между собой, так как имели общий источник - музыку и пение египтян. Родоначальники греков - выходцы из Египта, родоначальники евреев - сыновья Иакова и Иосифа, поселившиеся и умершие в Египте. Своеобразие, выработанное естественным образом, заключалось в том, что у евреев музыка и пение всецело принадлежали религии, богослужению и передавались изустно, в живой импровизации, а в Греции пение и музыка имели государственное и образовательное значение, были как бы гимнастикой души в соответствии с гимнастикой тела.
Таким образом, в практику богослужебного пения первенствующей Церкви еврейский и греческий народ внесли каждый от своих духовных даров. При всем своеобразном различии, коренившемся в различии национального характера и бытовых условий, пение и музыка греков и евреев роднились в их едином источнике. По замечанию святого Климента Александрийского, пение священных псалмов совершалось у евреев в древнейшем из всех ладов, дорийском, несомненно греческого происхождения, а антифонному пению, введенному в I веке по Р.Х. святым Игнатием^рогоносцем, в Антиохийской церкви, предшествовало пение псалмов у евреев на два хора во времена Давида.
Основание древне - греческой музыки.
Древняя Греция в лучший период своего развития и процветания всегда была рассадником наук и искусств для всех современных ей народов, в том числе и единственной высшей законодательницей в области музыки. Влияние греческой музыки отразилось не только на псалмопении евреев в предхристианский период времени, но и на музыку и пение римлян. Музыкальная система греков была единственной в то время полной и законченной музыкальной системой.
Христианство не только не воспрепятствовало упрочению этой системы в практике богослужебного пения, но открыло ей еще больший простор и дало ей новое направление, высшее и одухотворенное, вдохнуло в ее мертвые языческие формы дух и жизнь, дало ей новое содержание - возвышенные вдохновенные мелодии новозаветных певцов.
Самой древней системой греческой музыки есть та, выразительным типом которой служит трехструнная древняя лира, то есть трихорд. Со временем к трем основным звукам был прибавлен четвертый звук, отчего образовалась четырехзвучная система - тетрахорд. Эта система долгое время считалась совершенной и вполне законченной. Ее изменение, прибавление или расширение строго воспрещалось греческими гражданскими законами.